Дума о промилле

Чем нам грозит борьба с пьянством за рулем

13 марта в Госдуме прошло первое чтение законопроекта по дальнейшему ужесточению мер ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Событию предшествовала серьёзная “артподготовка”. 

Чем нам грозит борьба с пьянством за рулем

Премьер-министр страны потребовал максимальной строгости, президент – не забыть о неотвратимости. Вездесущий главсанврач Онищенко тоже руку приложил, пообещав наступление скорого хаоса, если Дума не послушается первых двух. На дорогах страны прошли массовые облавы на водителей. Газеты и телеканалы заполнились страшными отчётами о количестве алкашей за рулём. Не осталась в стороне и Воронежская область. По сообщению пресс-службы ГИБДД, только за вечер 7 марта было выловлено аж 62 водителя в нетрезвом состоянии! Кто же будет против драконовских мер в такой обстановке? Тем не менее даже на таком фоне, благоприятном для дальнейшего закручивания гаек, первичный вариант законопроекта был несколько смягчён: верхние пределы тюремных сроков за “пьяные” ДТП повышать не стали. За управление автомобилем в состоянии опьянения наряду с лишением прав предложили налагать штраф в 30 тысяч рублей (раньше было только лишение). За аналогичное нарушение тем, кого прав уже лишили, – уголовная ответственность со штрафом в 200 тысяч рублей, а то и арестом до шести месяцев!

Трудно не согласиться с тем, что управление транспортным средством в состоянии опьянения – грубейшее нарушение, а иногда и преступление. Но в этой злободневной теме есть один забавный момент: в России нет законодательно определённого понятия “состояние опьянения”! Оно существовало недавно и недолго: с 2008-го по 2010 год. Под состоянием опьянения понималось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на литр крови или 0,15 миллиграмма и более на литр выдыхаемого воздуха. (Для сведения: 0,15мг/л примерно составляет 0,3 промилле).

Эта норма полностью соответствовала положениям Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года. Она позволила исключить из числа потенциальных нарушителей людей с повышенным естественным (эндогенным) уровнем алкоголя в организме, улучшить психологическую обстановку на дорогах. Аварийность по вине нетрезвых водителей после введения этой нормы неуклонно снижалась. В Воронежской области за два года количество таких аварий снизилось на треть! Одновременно снизилось и количество жалоб граждан на так называемые ”разводы на дорогах”. Очевидно, что введение цивилизованной нормы пошло на пользу обществу.

С 2010 года правозащитники, журналисты, ученые и даже отдельные депутаты пытались доказать, что отмена этой нормы сродни бреду, ибо нет в природе ничего абсолютного, в том числе и нулевой трезвости.

Ведущие наркологи страны утверждают, что и 0,5 промилле не оказывают негативного влияния на способность водителя реально оценивать дорожную ситуацию! Опыт десятков стран, гораздо более благополучных с точки зрения безопасности дорожного движения, это подтверждает: например, в Великобритании установлена норма в 0,8 промилле; Германии, Швейцарии, Финляндии – 0,5; Литве – 0,4. В общем, не в тупых запретах дело…

По команде

Очевидно, что депутатам дана команда ”фас”, и нет сомнений, что она будет исполнена. И заодно с настоящими преступниками ”заметут” десятки и сотни тысяч ни в чем не повинных водителей. Ведь несмотря на бесконечное реформирование, в МВД по-прежнему господствует “палочная система”. И указание местного начальника ”без пьяного со смены не возвращаться” для инспектора ДПС гораздо весомее всех приказов министра о необходимости заниматься профилактикой правонарушений и безопасностью движения!

На пресс-конференциях руководство ГИБДД с особым удовольствием называет количество задержанных пьяных водителей. Но даже не задумывается над тем, сколько из них – с уровнем алкоголя до 0,3 промилле, то есть, трезвых с точки зрения прежнего закона и здравого смысла. Недавно в СМИ просочилась почти секретная информация: в Москве каждый третий водитель лишается права управления за содержание алкоголя, сравнимое с суммарной погрешностью алкотестера. Мне известны судебные решения, когда человека лишали права управления даже с показаниями прибора 0,02 мг/л!

А если из оставшихся двух третей вычесть бедолаг, оформленных инспекторами с помощью обманных манипуляций с приборами, фальсификации документов, а то и откровенного шантажа, то можно предположить, что половина водителей привлекаются к ответственности ни за что.

Легким движением руки

Прошлой осенью в Воронеже инспектор ДПС выбрал в потоке очередную жертву, остановил и высказал искренние сомнения (они умеют это делать убедительно) на предмет ее трезвости. После того, как водитель не понял откровенных намеков на дачу взятки, инспектор составил материалы административного дела по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ (отказ от медицинского освидетельствования), указав в протоколах на наличие всех пяти возможных признаков опьянения! В переводе на русский разговорный это означает, что перед инспектором предстал еле стоящий на ногах водитель с синюшно-красным опухшим лицом, заплетающимся языком и ядреным запахом алкоголя изо рта. Вот так, “лёгким движением руки”, даже не расчехляя алкотестер и не приглашая понятых, инспектор обеспечил чрезмерно скромному и боязливому автомобилисту переход в категорию пешеходов!

Но вот что интересно: сразу после завершения экзекуции водитель сел в свой автомобиль и поехал… Инспектор, написавший в документах, что водитель чуть ли не в алкогольной коме, спокойно его отпустил. А ведь обязан был (водитель-то от управления отстранен) принять меры к задержанию потенциального преступника!

Неужели у кого-нибудь остались сомнения в том, что инспектор прекрасно знал и понимал: перед ним трезвый водитель и никакой опасности для общества он не представляет. А вот возможность отчитаться перед начальством очередной “добытой палкой” (если уж денег не дали) он использовал… Кто знает, сколько таких было в числе 62 оформленных вечером 7 марта?

Спустя месяц мировой судья устало огласил вердикт: полтора года лишения! На рассмотрение дела ушло три минуты. Ну, нет у наших судов оснований не доверять мнению инспектора! Зачем тратить время на опрос водителя, свидетелей, понятых?! Вот так работает этот дьявольский конвейер, господа депутаты! И только в районном суде, после привлечения к делу правозащитников, права водителю вернули ”за отсутствием состава правонарушения”. Ни одно должностное лицо при этом не пострадало.

Инспектора прекрасно понимают, что такое отвязное поведение им ничем не грозит. Даже если в суде по сути удается доказать и служебный подлог, и злоупотребление должностными полномочиями – судьи не удосуживаются вынести частное определение или инициировать уголовное преследование. Им удобнее принять версию инспектора о непредумышленной ошибке: с кем, мол, не бывает.

А как же обстоит дело с неотвратимостью? Вероятно, депутаты думают, что она придёт вместе с увеличением размера штрафа и длительности тюремного срока. Однако мне кажется, что достижение неотвратимости наказания больше связано с такими понятиями, как профессионализм, честность и порядочность полицейских и судейских. Однако для воспитания этих качеств не нужно повышать ответственность водителей!

Куда кривая вывезет

Пока же приходится констатировать: львиная доля пьяных водителей за взятки действительно уходит от ответственности. Зачастую именно это приводит к трагедии. Как, например, в республике Карелия: инспектор ДПС по очевидной причине не отстранил от управления пьяного водителя, что привело к ДТП и гибели двух пешеходов.

Сейчас мы в очередной раз наблюдаем, как неспособность навести порядок в правоохранительной и судебной системе, обеспечить декларируемую неотвратимость наказания для каждого конкретного нарушителя подменяется запредельной строгостью для всех. Авось, испугаются…

Антиалкогольная кампания на дорогах сделала водителей беззащитными перед произволом коррумпированных инспекторов и медицинских работников. Суды лишают водителей прав даже за сотые доли промилле, беззаветно поддерживая премьерскую мантру об “абсолютной трезвости”. А вот кривая аварийности по вине нетрезвых водителей, как бы в насмешку над такими действиями властей, вновь поползла вверх!

Нет сомнений, что если не на словах, а на деле реализовать принцип ”закон един для всех”, то на дорогах станет намного спокойнее безо всяких чрезвычайных мер. Может, все-таки для начала отделить трезвых от пьяных да “что-то в консерватории подправить”, а потом уж гайки закручивать? Будем надеяться, что ко второму чтению законодатели озаботятся этим вопросом.

Вот еще “информация к размышлению” для наших законодателей. В 2012 году в Воронежской области по вине пьяных водителей произошло 183 ДТП. В них погибли 30 человек. Неудовлетворительные дорожные условия способствовали совершению 1248 ДТП, в которых погибли 237 человек!

Так почему бы Думе не предусмотреть назначение таких же штрафов и сроков лишения свободы для глав администраций городов и поселков, не обеспечивших безопасное состояние дорог, а заодно и для гаишников, фабрикующих протоколы на трезвых водителей?! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру