С возрастом начинаешь замечать, что простых, очевидных смыслов недостаточно. И чтобы разобраться в происходящем, необходимо заглянуть глубже поверхностного слоя событий и явлений. Это как с известной нашей поговоркой про человека, который опять наступил на те же грабли. Поверхностный ее смысл предельно ясен: тот, кто все время наступает на грабли, – осел. Ведь они всякий раз бьют его по лбу, а он ничему не учится. Но приходит время, и ты задумываешься – а как же назвать того, кто эти грабли регулярно ставит так, что на них невозможно не наступить? Ведь всего-то и нужно – черенком вниз, зубьями – к стене. И никаких поговорок бы не было. Но, видать, это не наш путь.
На прошлой неделе зампредседателя облправительства – руководитель департамента промышленности и транспорта Алексей Беспрозванных поведал, что региональные власти намерены создать государственное учреждение, которое будет курировать вопросы транспортного сообщения на территории области. Как сообщается в соответствующем пресс-релизе, учреждение будет заниматься реализацией законодательных и нормативных актов в сфере пассажирских перевозок, изучением пассажиропотоков и разработкой оптимальных схем маршрутной сети, включая межрегиональные, междугородные, внутрирайонные и пригородные пассажирские перевозки, а также составлять расписания движения, мониторить работу автовокзалов и тому подобное. Финансироваться новое учреждение должно за счет областного бюджета и собственных доходов, которые появятся у ГУ от деятельности по оказанию услуг транспортным предприятиям. Назвать новое учреждение предлагается без затей – «Регионтрансавто».
Друзья мои, но ведь это же все было! Было уже государственное предприятие «Воронежавтотранс», которое занималось тем же самым, чем, как предполагается, займется «Регионтрансавто», да плюс к тому непосредственно возило пассажиров по всем городам и весям нашей богоспасаемой области. Собственно, оно существует и по сию пору, правда, уже не является государственным, пережив череду трансформаций от регионального акционерного общества (в самом начале 1990-х годов имела место и такая юридическая форма) до ОАО «Воронежавтотранс», в котором государственное участие выражается исключительно в бюджетном финансировании (например, в 2009 году этому ОАО было выделено 145,9 млн рублей), но никак не в управлении.
Впрочем, как посмотреть. Нынешний председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников многие годы был гендиректором «Воронежавтотранса», потом передал эти бразды своему сыну Александру, теперь они оба – в числе акционеров ОАО. Приватизация и накопление имущества «Воронежавтотрансом» происходили долго. Последнее крупное приобретение – Центральный автовокзал Воронежа – было осуществлено в результате многоходовой комбинации в прошлом году. Более того, департаментом имущества и земельных отношений запланировано акционирование двух борисоглебских автотранспортных предприятий и воронежского ПАТП-3, реализующего проект «Народный маршрут», который после губернаторских выборов, скорее всего, будет ликвидирован. Так что каким-то боком государство к перевозкам пассажиров все-таки причастно. Возможно, это такая экзотическая форма модного нынче частно-государственного партнерства, кто ж их там разберет?
Но, какой ни есть «Воронежавтотранс», пассажирские перевозки он осуществляет, поскольку это его бизнес и возможность зарабатывать. Зачем же понадобилась надстройка в виде «Регионтрансавто»? Чтобы контролировать частника? Но для этого уже есть департамент промышленности и транспорта. Чтобы диктовать маршруты? Но частник вряд ли такой дурак, чтобы пустить автобус там, где нет пассажиров. Чтобы навязать свои не вполне ясные услуги частнику? Кажется, это ближе к истине, если вспомнить, что новое госучреждение будет финансироваться и за счет доходов от услуг, оказанных автотранспортным предприятиям.
А потом, глядишь, когда «Регионтрансавто» обрастет имуществом и деньгами, настанет и его черед приватизироваться. И кто тогда вспомнит, что создавали учреждение за бюджетные деньги? Публика просто посокрушается чуток, да упомянет про грабли. Как будто грабли – это судьба.