Казалось бы, торговлю действительно обязали быть санитарно-ответственной и культурной. В Воронеже теперь и не увидишь никаких стихийных торжищ: ни книжных развалов, ни лотков со всякой всячиной. Все чинно, все в крытых помещениях, все под санитарным надзором. Все, да не все…
Есть один формат торговли, который никаким образом пока не затронули преобразования. Это оптовые овощные ярмарки. Как потребитель, я никогда не посещала, к примеру, Речной рынок, где делали овощные запасы многие горожане. И даже не очень представляла себе, что такое ярмарки на самом деле. Мне в руки попадали лишь документы, которые касались их деятельности. Например, акты проверки управления Роспотребнадзора сельскохозяйственной ярмарки, организованной ООО «Алефъ». Организация торговли на этой ярмарке не бросается в глаза горожанам, потому что находится она на отшибе – на улице Дубровина.
Мозолит глаза она только жителям поселка Алексеевский, о чем они уже даже жалобу властям успели написать. Претензии Роспотребнадзора к этой ярмарке выражаются в стандартных, но красноречивых формулировках: «Часть территории не имеет твердого покрытия, замусорена», «контейнеры для сбора мусора не имеют крышек». Есть претензии и посерьезней. В акте проверки указано: «ярмарка не обеспечена водоснабжением и канализацией, соответствующими требованиям законодательства. Организации общественного питания и торговли, расположенные на ярмарке, не обеспечены питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода». Водозаборное сооружение расположено на территории ярмарки в двух метрах от въезда на территорию ярмарки автотранспорта и на расстоянии 10 м от выгребных ям и туалета, зоны санитарной охраны водозаборных сооружений не определены, территория первого пояса зоны санитарной охраны не ограждена, что является нарушением п. 25 СанПиН «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».
Грубо говоря, хозяева ярмарки пробурили водозаборную скважину, из которой люди, работающие на ярмарке, да и любой, кто туда приходит, получают питьевую воду. Только вода эта совсем не питьевая. Употреблять ее – все равно, что пить из унитаза. А ведь те, кто работает на ярмарке – не просто предприниматели. Они – продавцы, их товар попадает на столы горожан. Лично я на своем столе не хотела бы видеть продукты, которые продавались в таком месте.
Роспотребназдор на фоне общей антисанитарной картины зафиксировал и тот факт, что «на территории ярмарки осуществляют оборот мяса и мясопродуктов ИП Гусейнов, Патийдинов, Аздаров». Какой ветеринарный контроль проходило это мясо? Никакого. Ярмарка торгует овощами и фруктами, ветконтроля на ней просто нет. Левобережный суд уже приостанавливал деятельность указанных господ. Но на время. И с учетом того, что нарушения, которые были выявлены в ходе надзорных мероприятий, будут устранены. Но ярмарка продолжает оставаться в том же состоянии. Потому что антисанитария в данном случае – это не нарушение. Это стиль ведения бизнеса.
Торговля фруктами и овощами – традиционный бизнес выходцев с Кавказа. Многие приезжают сюда работать сезонно: продал продукцию, вернулся к себе в Азербайджан. Другие – хозяева бизнеса – живут в России годами, устанавливают здесь и свои правила торговли, и свои правила отношений с властями и проверяющими инстанциями.
Надо было своими глазами увидеть, что это за бизнес и по каким правилам живет. И первый раз в жизни я отправилась на ярмарку на улице Дубровина. Суть жалобы жильцов поселка Алексеевский мне стала понятна сразу же. «С самого начала деятельности рынка у нас, в Алексеевке, в проходящей через наш поселок ливневой канализации начали появляться фекалии, которые руководство рынка сливает из туалета и столовой. Мы неоднократно обращались в управу Левобережного района и в Роспотребназдор по данному факту, однако никаких мер по предотвращению сливов фекалий в ливневую канализацию не принято. Ливневая канализация, проходящая через наши участки, открытая и выходит в реку Песчанка, в результате сливов около дома ветерана Великой Отечественной войны образовалось вонючее озеро. Руководство рынка на встречи с нами посылает братков криминального вида, которые нас запугивают…
Руководство рынка не занимается уборкой мусора, мусор заскладирован в карьере и продолжает туда свозиться, образуя по факту полигон бытовых отходов в одном километре от наших домов. Там обретаются бродячие животные, которые собираются в стаи…»
В том, что замечания Роспотребнадзора никто и не думает устранять, а жители Алексеевки пишут чистую правду, убедиться нетрудно. Действительно, прямо за территорией так называемой ярмарки вырыт котлован, куда сбрасывается гнилье и прочий мусор. Стихийные кучи отбросов, впрочем, разбросаны и вокруг этого котлована. На самом рынке обстановка не намного лучше. Овощами торгуют прямо с земли, мешки раскиданы как попало среди грязных луж. А если вспомнить про воду, которая здесь в обороте, вообще делается не по себе. Я содрогнулась при мысли о том, что, возможно, эти овощи, пройдя через руки перекупщиков, могут попасть на мой стол. Нет, только не это!
Трудно себе представить, что в миллионном городе, где к объектам торговли предъявляются высокие требования, может преспокойно функционировать подобное торжище. Обросшее горами мусора, загрязняющее окружающую среду. Или стандарты все-таки для всех разные? И кавказских предпринимателей, которым наша окружающая среда, конечно же, по фигу, требования, принятые для всех, не касаются?
И ведь сельскохозяйственная ярмарка – это не обязательно грязь и вонь. Антисанитария и явное пренебрежение культурой ведения бизнеса – не есть обязательный атрибут оптовой торговли фруктами и овощами. Тот же бизнес можно вести и с соблюдением всех норм и правил, культурно и цивилизованно. Но то, в каком виде находятся торговые объекты города – это не только личное дело торгующих и хозяев этих объектов. Торговля – это процесс, в котором участвуют потребители. И они должны быть защищены. Иначе для чего законодатели вводят многочисленные санитарные правила и нормы? И надзорные органы, и местные власти знают об очаге опасности, которым является ярмарка, но она продолжает благополучно существовать, а ее хозяева – игнорировать требования, которые диктует закон. Наверное, в том и кроется секрет успеха кавказских предпринимателей. Знают они какие-то волшебные слова, после которых их никто не трогает… Что это за слова, догадайтесь сами.