“Никакого сокращения работников не будет!”
В понедельник генеральный директор ОАО “Воронежское акционерное самолетостроительное общество” Виталий Зубарев опроверг информацию о грядущих массовых увольнениях, заявив, что “не собирается комментировать не соответствующие действительности цифры”:
— На сегодняшний день пока не сложен бюджет организации на 2012 год, однако ни об увольнениях, ни о масштабном урезании зарплатных фондов ИТР никто не говорит, — подчеркнул руководитель ВАСО.
Но информацию о слиянии некоторых цехов и отделов авиазавода Виталий Зубарев подтвердил, назвав ее “естественным экономическим процессом”.
По мнению руководителя предприятия, информация сейчас “умышленно нагнетается, причем в неправильном ракурсе”:
— Перед коллективом завода стоит много производственных задач, а людей сейчас пытаются “зажечь” еще и на какую-то политичес¬кую активность. При таком положении вещей завод просто не выполнит план. ВАСО идет своим путем, и если здесь потребуется произвести какие-то реформы, то соответствующую информацию мы вам дадим, — подытожил Виталий Зубарев, добавив, что пока он видит лишь то, что “коллективу вместе с рядом профсоюзных работников нечем заполнить свое свободное время”.
Пресс-секретарь ВАСО Маргарита Глотова также объявила, что “о конкретных параметрах кадровых преобразований сейчас говорить преждевременно”. По ее словам, сейчас на предприятии существует “дисбаланс между рабочими и другими категориями персонала”.
— Руководители, специалисты, служащие составляют около 40 процентов, основные производственные рабочие — 32 процента, вспомогательные — 28 процентов. А для обеспечения эффективной реализации производственного плана структура персонала должна распределяться следующим образом: доля основных производственных рабочих — не менее 40-42 процентов, а руководители, специалисты, служащие должны занимать не более 30-32 процентов, — пояснила пресс-секретарь ВАСО.
Маргарита Глотова отметила, что некоторым сотрудникам все же придется покинуть свои места, но только тем, кто входит в структуру сопровождающих служб и не занят на производстве.
— При этом, учитывая дефицит рабочих, указанные категории смогут сохранить место работы — ОАО “ВАСО”, после переобучения изменив должность и функциональные обязанности, — добавила собеседница издания.
Профсоюзы — против!
Между тем в распоряжении “МК” в Воронеже” оказалось письмо председателя альтернативного профсоюза работников ВАСО “Право” Леонида Рыжова, адресованное руководству предприятия. В обращении, озаглавленном “Серийному производству самолетов — да! Сокращению работников — нет!” автор утверждает, что “до руководителей подразделений руководством завода уже доведены цифры по сокращению штатов: 1,5 тысячи рабочих — лишние, а по ИТР — сократить фонды оплаты труда на 44 процента”.
Леонид Рыжов позволил себе и ряд замечаний — в частности, “если придется сокращать людей, то начинать надо с руководителей с их огромными окладами”. Отдельной критике в письме подвергся первый заместитель гендиректора
ВАСО Константин Рухани, не так давно перешедший на воронежский авиазавод с автоконцерна “Соллерс — Набережные Челны”, который, по слухам запросил себе зарплату 500 тысяч рублей в месяц.
Председатель первичного профкомитета авиазавода “Профавиа” Анатолий Башкирев в беседе с корреспондентом “МК” в Воронеже” подтвердил информацию о грядущих увольнениях на предприятии, отметив, что в данном случае “нельзя говорить об урезаниях и сокращениях”. Представитель организации уточнил, что 15 марта гендиректор авиазавода провел собрание, на котором озвучил лимиты численности ИТР и вспомогательных рабочих. Эти лимиты оказались секвестированы на 42 процента, то есть своих мест лишатся 1068 человек.
— Официальных документов по этому поводу в профком пока не поступало, — отметил Анатолий Башкирев.
Он также сообщил, что руководителям подразделений дано задание к 30 марта подготовить новое штатное расписание, исходя из нового лимита численности.
По словам председателя “Профавиа”, профком к грядущим изменениям относится крайне негативно:
— Завод попросту рушится! В эти 42 процента войдут специалисты высокого профиля, а таких людей нужно готовить несколько лет, с учетом авиационной специфики.
Анатолий Башкирев добавил также, что в понедельник, 19 марта, он и гендиректор ВАСО Виталий Зубарев встретились с вице-губернатором Дмитрием Марковым, курирующим промышленность, связь и инновации в регионе, и обсудили намечающиеся сокращения. Он также выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией, однако, по словам председателя профкома, решение выработано не было.
— Сейчас я пытаюсь связаться с нашим центральным профсоюзным комитетом в Москве и сообщить им о происходящем в Воронеже. Кроме того, на мой взгляд, необходима встреча с представителями ОАК — ноги у этой истории растут именно оттуда. Директор завода лишь получает указание от Объединенной авиа¬строительной корпорации, которое должен выполнить, — резюмировал Анатолий Башкирев.
ВАСО станет цехом для сборки?
Заместитель гендиректора лизинговой компании “Ильюшин Финанс Ко” Вячеслав Клейменов также связал реорганизацию ВАСО с политикой ОАК и непосредственно ее руководителя, выходца из КБ “Сухой” Михаила Погосяна.
— Еще до того, как возглавить ОАК, он был явным противником АНов, собиравшихся на воронежском предприятии. Тогда эти самолеты были прямыми конкурентами для его SuperJet. В те годы он делал многое для того, чтобы буквально угробить проект “Ан-148” и закрыть его. Не исключено, что с переходом в ОАК он пытается окончательно вытеснить конкурента, — пояснил Вячеслав Клейменов.
Он отметил, что ВАСО давно нужно было провести реорганизацию, но при этом обратить внимание не столько на сокращение внутренних издержек, сколько на погашение их путем наращивания производства:
— При сборке двух самолетов в год убытки составят 600 миллионов, а если изготовить десять лайнеров, то и их себестоимость значительно уменьшится, следовательно, и потери сократятся. Простая экономика — чем больше самолетов мы производим и продаем, тем больше прибыль.
Главный редактор специализированного портала “Avia.ru” Роман Гусаров согласился с доводами Вячеслава Клейменова относительно того, что потери авиазавода в основном связаны с небольшим количеством собираемых здесь лайнеров. Однако эксперт намекнул, что предприятию могут искусственно не давать развиваться, пытаясь перепрофилировать под выпуск комплектующих для Sukhoy SuperJet 100:
— Политика руководства ОАК сейчас направлена на наращивание производства именно этой серии самолетов. С учетом того, что авиазавод в Комсомольске никак не может справиться с запланированными объемами, ОАК предпринимает попытки уговорить руководителей ряда авиационных предприятий, не только ВАСО, перейти с производства готовых самолетов на создание компонентов для “Сухого”, — подчеркнул Роман Гусаров.
Он подтвердил, что при подобном развитии событий перспектива самолетов Ан-148 становится совершенно туманной — “перенести их производство куда-либо сейчас просто невозможно”. Непонятной также становится и судьба других проектов авиапрома, например, лайнера Ан-70, который планирует закупать Министерство обороны.
В то же время возможный переход завода на выпуск комплектующих для Sukhoy SuperJet 100 эксперт расценил как “вероятно, удачный шаг для самого ВАСО” — по его словам, на производстве компонентов зачастую можно заработать куда больше, нежели на сборке готовых самолетов. Правда, на его взгляд, сегодня “нет такого количества заказов, которое позволило бы загрузить производственные мощности авиазавода в той мере, чтобы предприятие жило безбедно”.
Возможное сокращение работников собеседник “МК” назвал неосторожным решением: ведь речь идет не только о самих увольняемых, но и об их семьях, а это огромное количество людей.
— Новая метла в руководстве ОАК и метет по-новому, причем очень жестко. С учетом того, что выборы уже прошли, мнение людей не так важно на ближайшие шесть лет, так что можно кого-нибудь и сократить, — резюмировал Роман Гусаров.