Предложения экспертов сделаны на основе разработок Минтранса, представленного в группе 6 чиновниками.
Сейчас автомобилисты покрывают около 40 процентов бюджетных расходов на дорожную систему: 30 процентов дают акцизы на топливо, а оставшиеся 10 - транспортный налог. Эксперты рекомендуют в ближайшие 3-4 года увеличить стоимость акциза на 1 литр бензина, при этом почти треть розничной цены топлива должна буде пойти на строительство и ремонт дорог.
На настоящий момент в Налоговом кодексе заложено повышение акциза на 1 рубль в 2012 и 2013 годах. Акциз на литр топлива 3-го класса составляет 4,23 рубля, что составляет около 18-23 процентов стоимости 92-го бензина.
Эксперты считают, что в транспортный налог должна войти плата за парковку автомобиля на территориях муниципалитетов, для чего можно ввести и дополнительный сбор.
А в будущем эксперты предлагают ввести налог на километр пробега. Однако для этого придется оборудовать все машины устройствами спутникового позиционирования. Собирать налог поможет «Глонасс». Покилометровый тариф можно будет дифференцировать по регионам и автомобилям.
По словам главы экспертной группы, научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, предложения специалистов основаны на мировом опыте, и это вполне реалистичный сценарий.
Однако Минэкономразвития выступает против повышения налоговой нагрузки. Как заявил директор департамента Сергей Беляков, меры, предложенные Минтрансом, необходимо подробно обосновать.
- Сейчас неправильно ставить вопрос о полной компенсации затрат на дороги за счет автомобилистов, в первую очередь из-за их низкого качества, - сказал в комментарии газете "Ведомости" Сергей Беляков. – Нужно обсудить и возможность снижения стоимости дорог, которая, по оценкам Минэкономразвития, существенна: например, вписывать в контракт обязательство подрядчика ремонтировать дорогу за свой счет 5-7 лет после ее постройки.