Пост регионального вождя и так гарантировал ему избрание в парламент страны. Но Журавлев этим рискнул и не поплатился. За предвыборным спектаклем ЛДПР наблюдал «МК» в Воронеже».
Проходное место
— Семь, один, семь, два, семь, три,
В «Аксиому» позвони,
Тебе помогут подобрать,
Купить квартиру и продать…
— Мы не можем дать комментарий по поводу отставки Сергея Журавлева, — голос девушки после приятной песни автоответчика кажется металлическим.
— А кто может?
— Я не в курсе!
Пресс-секретари местной ЛДПР, отвечающие по телефонам «Аксиомы», ничего не знали о работе партячейки. А местные члены партии ничего не могли сказать о деятельности экс-главы. Люди, заточенные на работу с первым лицом, погрузились в «информационный вакуум»…
Генеральный директор финансовой компании «Аксиома», депутат областной Думы Сергей Валерианович Журавлев был лидером и главным спонсором воронежских либерал-демократов почти шесть лет. Партия не блистала на выборах. Но в прошлом году она провела в региональный парламент двух представителей — самого Журавлева и Александра Овсянникова, которые создали там фракцию, во главе с первым. Еще гендиру «Аксиомы» удалось объединить сельские и городские округа ЛДПР. Таким образом, первый номер в списке на выборах в Госдуму «железно» получал мандат депутата нижней палаты. В том, что это будет сам Сергей Журавлев, мало кто сомневался. И вот пришли новости, что лидер написал «по собственному», а координационный совет — самораспускается…
По городу поползли слухи, что работой Журавлева недоволен сам Жириновский. И что он хочет поставить во главу списка «молодого перспективного» политика из Москвы. Ты, мол, Валерьяныч, пока покуришь. Вот Валерьяныч и взбесился.
А если не будет его, кто даст денег на кампанию?
Либеральным демократам понадобилась «твердая рука», чтобы возобновить работу. Ее роль, как всегда, «блестяще» исполнил приехавший в Воронеж Владимир Жириновский.
Вот приедет барин, барин нас рассудит
В конференц-зале развлекательного комплекса «Космос» толпа, человек двести. Одни — читают листовки, другие — ругают Чубайса, третьим — уже ничего не надо. Это — представители районных отделений, которых выдернули как есть с огородов на внеочередное заседание.
— Вот-вот приедет Жириновский. Мы должны заслушать отчет, избрать новый координационный совет, новую контрольно-ревизионную комиссию и, наконец, навести порядок в нашем воронежском отделении ЛДПР, — объясняет ведущий.
Гул одобрений.
— Вольфович со всеми разберется, — вздыхают старушки.
Но Вольфовича — нет.
Кто-то не очень ответственный забывает включить кондиционеры. «Районщики» мочат носовые платки водой и прикладывают их ко лбу — давление.
Между делом они принимают повестку дня и меняют временные удостоверения на постоянные.
Вольфович все не едет.
В неловких паузах делегатам крутят «Владимирский Централ» в его исполнении и избранные цитаты из выступлений.
— Журналистам не дают с депутатами Госдумы общаться, — изрыгает из динамика «электронный» Жириновский, — они на улице, за углом вынуждены брать интервью. А потом говорят, что ЛДПР ничего не делает.
Это слышат все, кроме самих журналистов. Им приходить запретили.
— Владимир Вольфович задерживается и просил покормить делегатов, — наконец разряжает обстановку ведущий. — Прошу спуститься и получить талоны на обед. Но всем мест в кафе не хватит, поэтому мы покормим только районных представителей...
В середине второго перерыва в конференц-зал втискивается Сергей Журавлев. Толпа его не узнает и не расступается.
— Смотри, в президиум воду принесли, значит, скоро Сам будет, — начали перешептываться делегаты.
Под шквал аплодисментов в зал походкой человека, уставшего ездить по регионам, вошел Владимир Жириновский.
«Юридическая чистота»
Обычно так ходят все крупные чиновники на встречи с простыми людьми. Потому что они уже решили в кулуарах все свои вопросы и им больше неинтересно.
— Мы подготовили фильм о работе отделения за полтора года, он короткий, давайте посмотрим, — предложила руководитель молодежного центра воронежского отделения ЛДПР Наталья Возиянова.
Жириновский не возражал.
Молодой лидер сообщила, что с 2005-го по 2010 год число сторонников партии возросло с 52500 человек до 97 тысяч. А затем Возиянова старательно перечислила достижения регионального ЛДПР. Партийцы записали себе в актив, что:
Наталья Возиянова вошла в Молодежное правительство области
Сергей Журавлев (далее С.Ж. — Авт.) поздравил женщин с 8 Марта
С.Ж. поздравил мужчин с 23 февраля
С.Ж. возложил цветы к мемориалу на Чижовском плацдарме 9 мая
С.Ж. поздравил детей и учителей 1 сентября
С.Ж. принял участие в возложении цветов 9 декабря (День героев Отечества)
С.Ж. встретился с губернатором и рассказал ему о планах на будущее.
Многие по-другому представляли себе достижения партии. Например, написали закон и добились увеличения пенсий. Или раскритиковали закон других и спасли старикам те пенсии, что у них уже есть. Но либеральные демократы работали «ассиметрично».
Удивить Жириновского добрыми делами воронежцам не удалось. Но на экране постоянно мелькали его фото с разных встреч, Владимир Вольфович смотрел на них и выглядел довольным.
Уже по одному этому партийцы сделали вывод, что они с Журавлевым «договорились». И интуиция их не подвела.
— У нас возникла ситуация, когда члены координационного совета решили, что мы хотим провести перевыборы, — начал Жириновский.
— Срок его истекает в декабре этого года. В случае избрания Журавлева депутат Госдумы не может возглавлять местную организацию. Тогда придется избрать другого <…> Но с учетом того, что впереди пять месяцев всего осталось, мы решили сохранить статус-кво, чтобы нынешний состав <…> во главе с Журавлевым доработал до 5 декабря. А потом переизберем координационный совет с учетом того, чтобы 70 процентов руководящих должностей в отделении заняла молодежь.
— Поэтому для юридической чистоты, Сергей Валерианович, вы сейчас сделаете заявление, что отзываете свое заявление о сложении полномочий. Мы будем считать, что вы это заявление не подавали <…>, — потвердевшим голосом сказал лидер ЛДПР.
— Мы детально обсудили с лидером партии сложившуюся ситуацию, и я рад, что мы пришли к единому мнению, что в Воронеже проделана огромная работа. Впервые в истории политической партии ЛДПР есть шанс провести человека в Госдуму. Нам есть чем гордиться, спасибо, — тихо произнес Сергей Журавлев.
Но такой ответ не устроил Жириновского.
— Вы не так, я же сказал, что вы отзываете, вы и все члены координационного совета отзываете. Должна быть юридическая чистота.
— <…> Остаемся на своих местах и работаем на результат, — «сдался» гендир «Аксиомы».
Часть делегатов, которые ждали реальной смены руководителя отделения, почувствовали себя полными идиотами. Они полагали, что им хотя бы объяснят смысл политических кульбитов, а получили набор фраз, не складывающихся в предложения. В знак протеста они голосовали «против» того, чтобы исключить из повестки дня вопрос о перевыборах. Но «районщики» хотели домой, и решение было принято.
Культпросвет
А Жириновский тем временем затянул лекцию о международной и внутренней политической обстановке.
— Америка и Англия — одна страна. С головой — в Англии. А Америка — это тело <…>.
Не будет России — Китай еще больше усилится. Америке невыгодно нас уничтожать, поэтому мы можем отдыхать <…>. Но они нам вредят. Тайгу поджигают. Отчего бы она загорелась — там ни дорог, ни туристов. Они лазером из космоса, лучом ее жгут. На Аляске установка стоит <…>.
Пять человек встали и вышли из зала.
— Мы боремся не за то, чтобы за нас больше голосовали, а чтобы нам больше оставляли <...>.
Семь человек встали и вышли из зала.
— <…> Вот был у вас на рынке — трусики, маечки, фартучки: Китай, Турция. У всех женщин дома должна быть швейная машинка, должны сами шить, а не покупать турецкий и китайский ширпотреб.
Десять человек встали и вышли из зала.
— Пусть идут, — сказал Жириновский. — Главное, чтобы у каждого нашего сторонника был дома видеоплеер, чтобы он мог смотреть выступления. И другим показывать <…>. А сейчас — извините, у меня встреча с ведущими СМИ Воронежа.
И ушел на пресс-конференцию, где продолжил говорить. И где также никто ничего не понял.
Партии «на подсосе»
Если отбросить в сторону тот словесный фарш, который всегда сопутствует лидеру ЛДПР, можно смело утверждать, что в Воронеж он приехал мириться с Сергеем Журавлевым.
Поддержка гендиром «Аксиомы» местного отделения и гарантированный один депутат Госдумы от Воронежа в копилку ЛДПР — лучше, чем отсутствие поддержки и ноль депутатов. Оставалось как-то объяснить людям смысл происходящего, и здесь либеральных демократов могла бы «спасти» какая-нибудь красивая легенда. Но придумать ее Жириновский просто забыл.
За него ее озвучил руководитель отдела по работе с молодежью центрального аппарата ЛДПР Вадим Деньгин:
— Вы же понимаете, чтобы возглавить список, нужно одобрение Владимира Вольфовича.
— То есть попыткой уволиться Сергей Журавлев поставил перед Жириновским вопрос о доверии?
— Нет-нет, я не говорил этого, — смутился Деньгин.
Третью точку в истории поставил сам Сергей Журавлев. Он тщательно избегал общения с журналистами, но в конце концов не выдержал.
— Мои полномочия истекли 1 июля. В соответствии с уставом партии и было подано заявление. Сегодня состоялась отчетно-выборная конференция, где полномочия были продлены.
Выходит, Жириновский, определяя срок работы координационного совета, несколько раз говорил неправду про декабрь? Или московская и воронежская ЛДПР живут по разным уставам?
А может, вообще не стоит понимать либеральных демократов, а просто попытаться в них поверить?
— Вы знаете, как расшифровывается ЛДПР? Это лучшая демократическая партия России. Все остальные — на подсосе <…>.
Кто-нибудь хочет поспорить с Вольфычем?