Кризис жанра

Непротивление властей митингам убило протестное движение в Воронеже

Вечером 31 мая на пятачке у оперного театра прошел очередной митинг «Стратегии-31». Акция оказалась малочисленнее, чем предполагалось, — недовольных было чуть больше, чем в порядковом номере защищаемой ими статьи Конституции.

Непротивление властей митингам убило протестное движение в Воронеже

Милиция никого не побила, и публика не получила широко разрекламированный в Интернете «экшн». А нету экшена — нет и сторонников.

Похоже, власти научились бороться с «протестантами». Дав добро на проведение митинга в защиту «Стратегии-31», мэрия тем самым эту стратегию просто убила.

Мартовская акция «Стратегии-31» у подножия памятника Ленину еще несла в себе определенный протестный драйв. Во-первых, на митинг собралось немало активистов — порядка 100 человек. Во-вторых, на площади присутствовали чиновники — руководитель департамента общественной безопасности Воронежа Марина Плиева — и начальство из правоохранительных органов. В-третьих, в толпу митингующих затесались одетые в штатское милиционеры — зачем, непонятно, но необходимый антураж они обеспечивали. Справедливости ради стоит сказать, что аудитория митингующих едва ли не наполовину состояла из работников городских рынков, несогласных с действиями муниципалитета. О цели «Стратегии-31» — защите 31-й статьи Конституции, гарантирующей гражданам свободу собраний — речь шла, но ораторы постоянно сбивались на критику Путина, Гордеева, Колиуха и всего «демократического режима» в целом.

Вчера же от идей, провозглашенных Эдуардом Лимоновым еще в 2009 году, не осталось и следа: исчез сам предмет борьбы. Мэрия без проблем согласовывает проведение митингов — под эгидой любых «стратегий» и «тактик», лишь бы их суть и действия демонстрантов не нарушали закон и порядок. Милиционеры никого не тащат в отделения, прав не нарушают. «Экшена» нет — а потому мало кто из прохожих останавливался послушать то, что говорили в микрофоны выступающие.

Наверное, это даже хорошо — иначе бедные воронежцы рисковали унести с собой в голове такую кашу, которую едва ли смог бы переварить самый оппозиционный мозг.

Нынешнее стояние задумывалось как «политический амвон», на котором все желающие получали возможность свободно выразить свое мнение. Но говорить особо было некому — слишком мало людей удалось собрать «внесистемной оппозиции».

Те, кто все-таки отважился высказаться, говорили каждый о своем. Кого-то не устроил размер средств, брошенных областными властями на реконструкцию площади Ленина, и качество этих работ. Кого-то — повышение тарифов, маленькие пенсии и зарплаты, социальное неравенство как следствие неграмотного управления страной, коррупция и происки олигархов. Кого-то — критика в федеральных СМИ, едко высмеивающих раскол между основателями «Стратегии-31».

Но ни развал в ЖКХ, ни экономика нефтяной трубы, ни нищета бедных на фоне роскоши богатых, ни даже намеки на «гэбистский режим Путина» не возбудили ни аудиторию, ни правоохранительные органы.

Неожиданно выяснилось: когда власть разрешает митинговать, отпадает весь смысл это делать. Воевать — не с кем, а значит, нужно придумывать что-то новое. А с этим, как выяснилось, у либералов — беда.

Каждый раз по окончании митинга его организаторы говорят людям: приходите в следующий раз, приводите друзей и знакомых, все зависит от нас, мы хотим демократического государства… Но люди упорно не идут.

Выходит, не нужно никому оно, это «демократическое государство»? А может, такие демократы не нужны?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру